Урегулирование споров с таможенными органами РФ

Правовому регулированию взаимодействия коммерческих структур с таможенными органами законодатель уделяет особое внимание. Система нормативных актов должна обеспечивать всестороннюю регламентацию операций и защищать интересы добросовестных участников. К сожалению, эта задача выполняется не всегда. Специалисты центра «ССГ Групп» регулярно сталкиваются с делами, связанными с нарушением прав бизнесменов и превышением полномочий инспекторов. Грубейшие ошибки допускаются должностными лицами как при осуществлении непосредственной функции, так и в процессе проведения контрольных мероприятий.

Особенности разрешения споров

На текущий момент деятельность, связанная с перемещением товаров и услуг через российскую границу, регулируется Таможенным кодексом. Кроме того, контролирующие органы обязаны исполнять указания Правительства РФ, министерств, а также учитывать в работе позицию высших судебных инстанций и положения закона 311-ФЗ.

На практике должностные лица таможенных постов ограничиваются изучением инструкции и ведомственных методических указаний. Такое поведение оборачивается многочисленными спорами. В их числе конфликты, возникшие в результате:

  • неправомерного отказа в применении льготы по оплате НДС (обзор практики был опубликован в информационном письме ФТС РФ еще в июне 2014 года);
  • неточного или заведомо неправильного определения стоимости перемещаемых услуг или товаров;
  • нарушений процессуального характера, в том числе установления бюрократических препятствий и проволочек;
  • вынесения незаконных отказов при оформлении карточек ВЭД, таможенных деклараций;
  • взимания пошлины с нарушением правил, установленных Налоговым кодексом РФ и др.

В соответствии с нормами главы 3 закона 311-ФЗ лица, столкнувшиеся с нарушением, могут направить жалобу. Сделать это разрешается как самому предпринимателю, так и его представителю – арбитражному адвокату или квалифицированному юристу.

Порядок оспаривания

Отменить акт, вынесенный должностным лицом таможенного органа, вправе:

  • арбитражный суд;
  • вышестоящая инстанция.

Статьей 37 устанавливается возможность, но не обязанность направления жалобы. Несмотря на это, административный порядок оспаривания считается необходимым. Суды неохотно рассматривают иски, не имеющие подтверждений о прохождении данной стадии. Именно поэтому юристы «ССГ Групп» рекомендуют предпринимателям использовать все предоставленные законом инструменты урегулирования.

Административная процедура обладает рядом преимуществ:

  • оперативность (решение выносится в течение 1 месяца);
  • отсутствие пошлины (с 1 января 2015 года размеры таких платежей резко вырастут);
  • возможность ссылаться на ранее предоставленные документы (при направлении иска потребуется вновь сформировать приложение);
  • право на упрощенный порядок обжалования (установлено статьей 49 закона 311-ФЗ).

Вопрос о необходимости реализации механизма административного оспаривания решается после детальной оценки спора. В некоторых случаях вынесение акта таможенным органом влечет возбуждение дел правоохранительными органами. В такой ситуации клиенту оперативно предоставляется квалифицированная помощь. Профессиональная защита по уголовным делам в Москве оказывается лишь проверенными специалистами, одновременно с административным и арбитражным производством.